Установка М30

В данном разделе представлено непосредственно руководство по установке мотора m30b34 в BMW e30.

Покупка двигателя


Существует два основных подхода к покупке мотора: непосредственно покупка мотора и остальных запчастей по отдельности или покупка автомобиля-донора целиком.

Покупка двигателя отдельно


Неплохим вариантом покупки мотора отдельно является покупка контрактного мотора или просто привозного мотора из Германии. Плюсом является гарантированно хорошее состояние мотора, который не ездил по России. Однако такой вариант достаточно дорог и с каждым годом все труднее осуществим.

Мой опыт показал, что купить контрактый двигатель сейчас практически невозможно, либо очень трудно, покупка же просто привозного мотора дороговата, учитывая, что пробег мотора, да и его состояние неизвестны. Все что мы знаем о моторе - карта компрессии. Это не мало, но и не так уж много за столь существенные деньги.

Помимо этого, покупая только мотор, возникает необходимость покупать отдельно другие запчасти и всякую мелочевку, о которой очень легко забыть.

Покупка атомобиля-донора


Покупая автомобиль-донор, мы решаем часть проблем. Двигатель часто еще установлен на машине, значит мы некоторым образом можем проверить его состояние и как с ним обращались предыдущие владельцы. Нам нет необходимости покупать отдельно навесное, впрыск, ЭБУ двигателя, выхлоп и т.д. (что из этого мы будем использовать, смотри далее).

Самым главным плюсом покупки автомобиля-донора является экономическая сторона. При удачном раскладе мы можем купить двигатель (а то и весь необходимый нам комплект) бесплатно или почти бесплатно. Если контрактный двигатель стоит 40-50т.р., то за эти же деньги (а то и меньше) можно купить донора e34 или e32. В зависимости от состояния донора, часть ненужных запчастей можно продать, тем самым компенсировав себе часть затрат.

Есть и минус в покупке донора - очень часто автомобиль ездил по России и ездил много со всеми вытекающими, связанными с состоянием мотора. Очень часто, не смотря на свою денежную привлекательность, двигатели на таких донорах пребывают в плачевном состоянии.

Далее мы несколько подробнее остановимся на выборе автомобиля-донора. Конечно идеальным вариантом автомобиля-донора является e30 с уже установленным m30, однако, это крайне редко встречается и мы не будем на этом останавливаться, т.к. переделка в этом случае будет носить чисто номинальный характер и заключаться в перестановке всех необходимых частей из одного кузова в другой.

Покупка более старых моделей


Речь идет о e28 535i, e23 735i, e24 635CSi и втором поколении m30. Покупая катализаторную версию автомобиля, мы должны смириться с потерей 33 л.с. за счет снижения степени сжатия до 8:1. Этот недостаток не так легко компенсировать, понадобятся другие поршня. С другой стороны, если мы собираемся строить 335 турбо, это именно тот вариант, который нам нужен (также подойдет e23 745i с m102 или m106). В любом случае, лучшим вариантом является покупка безкатовой версии с 218 л.с. Данные автомобили можно купить достаточно дешево, их стоимость варьируется от 20 до 50 т.р., однако, они встречаются достаточно редко (особенно e24 и e28). Так как нам совершенно не важно состояние кузова, автомобиль-донор может быть действительно дешев.

Наиболее распространный и подходящий вариант к покупке будет e23 735i. В этом случае, уделите время изучению месяца/года выпуска автомобиля, чтобы не купить более редкий и дорогой в осблуживании двигатель первого поколения m30b35.

В случае покупки такого донора, может отпасть необходимость в дополнительных затратах на радиатор (e28 535i), кулису (e23), редуктор, выхлоп. Крепления мотора также несколько проще, чем для более новых версий мотора. Однако необходимо устанавливать поддон картера и масляный насос от более новых моторов.


Покупка более новых моделей


BMW e34 535i и e32 735i с 211 л.с. - отличные доноры для перестановки двигателя в e30, т.к. имеют необходимый поддон кратера и масляный насос. Двигатель в данном случае наиболее современный и, не смотря на 211 л.с., достаточно экономичный. К сожалению, данный вариант часто значительно дороже, но более распространен. Стоимость такого автомобиля может также начинаться от 20 т.р. и заканчиваться в районе 70 т.р. Тем не менее, стоимость запчастей на e32/34 несколько больше, поэтому продавая ненужные запчасти, мы можем компенсировать себе немного больше вложений.

В случае покупки такого донора, может отпасть необходимость в дополнительных затратах на переднюю и среднюю части выхлопа, на поддон картера и масляный насос, кардан. Крепления мотора несколько сложнее.

Покупку именно этого двигателя я бы рекомендовал больше всего. Все таки это наиболее современный и мощный двигатель, также элементарно его возраст будет меньше. Более старый двигатель можно постепенно усовершенствовать до уровня третьего поколения (заменить головку блока и впуск, установить Motronic 1.3, заменить масляный насос и поддон, установить натяжитель цепи масляного насоса и т.д.), но это тоже стоит денег.

При покупке внимательно осматривайте двигатель и моторный отсек на наличие колхоза, меряйте компрессию, она должна быть ровная во всех цилиндрах и примерно около 10-11. Если автомобиль уже не на ходу и двигатель нельзя завести, скидывайте клапанную крышку, смотрите на выработку распредвала, качество масла, наличие эмульсии и т.д. Внимательно слушайте продавца в части состояния и обслуживания двигателя и соотносите с тем, что Вы наблюдаете на самом деле. В конечном итоге на принятие решения о покупке должно влиять только соотношение ожидаемых вложений и состояния двигателя. Очевидно, что если Вам нужен идеальный двигатель, то и стоимость проекта будет соответствующая, имея бюджет только одного двигателя в районе 100 т.р.

Расчетная стоимость переделки


Ниже приведены расчетные данные по стоимости постройки 335i. Поскольку конечная стоимость каждый раз будет индивидуальна, я приведу лишь ориентировочные данные по стоимостям переделки. Часто может оказаться, что для Вас цены по некоторым позициям будут меньше, но может быть и наоборот.

Также я постараюсь наглядно продемонстрировать разницу в стоимосте покупки всех частей по отдельности или покупки атомобиля-донора. В расчетах не учитывается стоимость работ (кроме тех мест, где это указано) и стоимость ремонта/переборки самого двигателя (или других запчастей).

Покупка по отдельности


1а. Контрактрый/привозной двигатель m30b34: 40-50 т.р.
1б. Двигатель m30b34 с разборки: 20-30 т.р. (в зависимости от комплектации и документов)
2а. МКПП Getrag 260: 3-5 т.р.
2б. МКПП Getrag 265: 4-10 т.р.
3а. Карданный вал от 325e/M3 (без переделок): 2-3 т.р.
3б. Карданный вал укороченный (под Getrag 265): 2,5-5 т.р.
4. Редуктор: 1-10т.р. (в зависимости от наличия 25% блокировки)
5. Полуоси 325i (при необходимости): 1-2 т.р.
6а. Крепления двигателя (самостоятельно): бесплатно
6б. Крепления двигателя готовые или заказные: 5-10 т.р.
7. Выхлоп: 5-50 т.р. (в зависимости от используемых компонентов)
8. Кулиса: бесплатно-2т.р.
9. ЭБУ двигателя: 1,5-3 т.р.
10. Моторная проводка m20 рейстайл (при необходимости): 1,5 т.р.
11. Навесное: 3-10 т.р. (в зависимости от комплектации мотора)
12. Радиатор от 535i e28: 1,5-10 т.р. (в зависимости от состояния или новый)
13. Эл. вентилятор: 2-3 т.р.
14. Замена масляного поддона и насоса (при необходимости): 2-4 т.р.
15. Прочее: 6 т.р.

Итого: от 45 т.р. при наиболее удачном раскладе, до 170 т.р. в самом дорогом раскладе. Советую ориентироваться на 100 т.р.

Покупка автомобиля-донора


1. Двигатель+коробка+редуктор+ЭБУ+все навесное: 30 т.р.
2. Укорачивание карданного вала или от 325e/m3: 2-5 т.р.
3. Полуоси 325i (при необходимости): 1-2 т.р.
4а. Крепления двигателя (самостоятельно): бесплатно
4б. Крепления двигателя готовые или заказные: 5-10 т.р.
5. Переделка выхлопа: 1-2 т.р. (может быть значительно больше, зависит от донора)
6. Кулиса: бесплатно-2т.р.
7. Доработка моторной проводки: бесплатно
8. Замена масляного поддона (при необходимости): 2-4 т.р.
9. Эл. вентилятор (при необходимости): 2-3 т.р.
10. Прочее: 6 т.р.

Итого: от 40 т.р. при наиболее удачном раскладе, до 70 т.р. в самом дорогом раскладе. Замечу, что в данном варианте наибольшее влияние оказывает стоимость донора и какой донор. При не очень удачном доноре (что-то вроде e34 с АКПП и EML) стоимость может значительно возрасти.

Достаточно затратными/проблемными местами установки m30 являются выхлоп и крепление двигателя. Здесь же кроются и основные источники экономии. При удачном решении этих вопросов (своими силами + запчасти от нужного донора) можно очень сильно съэкономить. И наоборот, при необходимости покупать готовые опоры двигателя и, например, новый выхлоп, это может значительно удорожить переделку.

Также не забывайте учитывать изменения в тормозной системе, если они необходимы.


Положение мотора


Для простоты будем оперировать положениями мотора в соответствии с данными, представленными на www.e30.de и www.335i.de.

Положение мотора I


Атомобили, произведенные Alpina до 09.87г, являются ярким примером полежения мотора I. В данном положении двигатель достаточно сильно смещен вперед в моторном отсеке. Из-за небольшого количества места, патрубок помпы отрезан и вентилятор не используется. Для обеспечения необходимого охлаждения используется электрический вентилятор, устанавливаемый перед радиатором. Это достаточно распространенная модификация даже с двигателем m20 и часто используется для поддержания температуры двигателя в необходимых пределах.

Это единственное положение двигателя, в котором можно использовать поддон картера и масляный насос от более старых m30.

В данном положении не требуется никаких модификаций моторного щита или пола пассажирского салона. Кроме того, между двигателем и моторным щитом есть зазор в несколько сантиметров. Тем не менее, для установки мотора в данном положении необходимо использование специального радиатора (Alpina). Радиатор должен помещаться внутри телевизора, т.к. в моторном отсеке перед двигателем нет места.

Дополнительным преимуществом данного пложения является то, что сцепление можно менять не снимая двигателя, т.к. к нему имеется доступ снизу.

Это положение двигателя использовалось на всех автомобилях Alpina до 09.87г, поэтому можно использовать заводские алюминиевые крепления двигателя от этих автомобилей.

Тем не менее, двигатель, установленный в этом положении, очень сильно влияет на характеристики управляемости, т.к. развесовка сильно смещается вперед. Также приобретение оригинальных запчастей Alpina (креплений мотора и радиатора) является крайне дорогостоящим (радиатор стоит порядка 400+ евро). Более того, в данном положении двигатель сидит достаточно высоко и Alpina использовала специальный впуск, чтобы снизить высоту двигателя.

Положение мотора II


Легче и значительно лучше для управляемости автомобиля устанавливать двигатель сильнее сдвинутым назад. В этом случае излишний вес m30 по сравнению с m20 (около 60 кг) распределяется более равномерно. Это положение значительно улучшает развесовку и управляемость автомобиля.

В этом положении также не требуется модификация моторного щита. Патрубок помпы все еще необходимо обрезать, но уже нет необходимости в использовании специального радиатора. Радиатор от e28 535i подходит как родной на e30 до рестайлинга, и требуется небольшая модификация для рестайлинговых e30.

При необходимости замены сцепления, двигатель и коробку передач необходимо приподнимать и выдвигать вперед для доступа. Это не очень большой недостаток, т.к. данная операция проводится очень редко.

Alpina использовала это положение мотора в своих автомобилях после 09.87г. Новые стальные крепления мотора Alpina удерживают двигатель в этом положении и поэтому являются подходящим выбором для 335i.

Положение мотора III


В этом положении двигатель еще больше сдвигается назад, ближе к положению, которое не влияет на управляемость автомобиля. В этом положении необходима доработка моторного щита в районе головки блока цилиндров. Тем не менее, данная доработка осуществляется сравнительно просто. Около 4-6 см пространства должно быть освобождено для обеспечения места для двигателя в данном положении. Это положение позволяет устанавливать вентилятор и радиатор в моторном отсеке перед двигателем, в отличае от других положений мотора.

Сочетание данного положения мотора и радиатора от e28 535i позволяет устанавливать термомуфту и крыльчатку от дизельных моделей, что позволяет решить потенциальные проблемы с охлаждением или электрическим вентилятором.

Hartge H35 является отличным примером двигателя, установленного в III положении. Hartge переместили аккумуляторную батарею и бачок омывателя в багажник. Они также заявили, что сохранили заводскую развесовку 325i.

Опоры двигателя


Изготовление лап крепления двигателя является ключевым моментом постройки 335i. Правильность изготовления лап оказывает влияние как на безопасность езды, так и на беспроблемность эксплуатации автомобиля в будущем. Также лапы двигателя влияют на получение одобрения НАМИ на установку данного двигателя в e30, если Вы хотите оформлять замену двигателя.

Имейте ввиду, что блоки цилиндров m30 второго и третьего поколения имеют разные места крепления штатных лап крепления двигателя. Таким образом, лапы, которые вы сделаете или купите для двигателей m30 от e23/24/28 не подойдут к двигателям m30 e32/34 и наоборот. Это также относится и к лапам Alpina.

Изготовление собственных лап двигателя


Кроме различных возможностей покупки готовых креплений двигателя, они конечно же могут быть сделаны самостоятельно. Для этого необходимо сделать пластину достаточной толщины, которая прикручивается на штатные места крепления к блоку. Далее делается ответная часть, которая крепится к опорам на балке (можно просто площадку). Двигатель вывешивается в требуемое положение (это самое сложное в изготовлении, если у вас нет специального оборудования) и простой сваркой в нескольких местах обе части лапы свариваются между собой (можно хоть прутом). Далее лапа откручивается и снимается и укрепляется до необходимой прочности, временные крепления, например пруты, можно удалить. После изготовления, лапы желательно покрасить, чтобы защитить ее от грязи, соли и т.п.

С первого раза может не получиться, ничего страшного, во второй раз уже будете учитывать моменты, из-за которых не получилось. При вывешивании двигателя в требуемое положение учитывайте, что резиновые опоры под весом двигателя деформируются, и двигатель может сидеть чуть ниже, чем Вы примеряли.

Изменение крепления двигателя на кузове
Еще одним вариантом размещения двигателя является изменение мест крепления лап двигателя на самом кузове. Для этого перед штатной балкой e30 к лонжеронам привариваются дополнительные площадки, которые позволяют размещать двигатель на штатных лапах (например e34). Такую переделку я могу порекомендовать только если Вам не жалко кузов автомобиля. Уделите внимание прочности крепления.

Лапы двигателя Alpina


Как вариант, можно купить лапы двигателя от оригинальной Alpina B6. Однако в этом случае положение двигателя фиксировано и не может быть изменено. Более старые лапы двигателя Alpina отлиты из алюминия. Использование этих лап смещает двигатель сильно вперед в моторном отсеке (положение мотора I) и требует использования радиатора Alpina (или аналога). Эти лапы также достаточно легко ломаются в случае аварии и их необходимо сваривать или менять.

Номера деталей Alpina: 11 81 108 (лев.), 11 81 107 (прав.)

Более новые версии лап двигателя Alpina сделаны из высококачественной стали. Эти лапы гораздо лучше подходят для 335i, т.к. они более крепкие и смещают двигатель сильнее назад (положение мотора II).

Номера деталей Alpina: 11 81 113 (лев.), 11 81 118 (прав.)

Лапы двигателя 300mm.de
Также можно купить готовые лапы для любого типа двигателя на 300mm.de (дочка e30.de). Однако не все из предлагаемых лап помогут Вам в общении с НАМИ.

Пожалуй, это самый простой вариант. Выбираете имеющийся тип двигателя и желаемое положение мотора, заказываете необходимые опоры, и один из ключевых вопросов постройки 335i решен. Однако эти опоры не очень дешевы и на момент написания статьи стоили около 10 т.р..

Резиновые опоры двигателя


В качестве резиновых опор двигателя можно использовать штатные опоры e30 с двигателем m20 или штатные опоры от e34/32 (11 81 1 139 019). Если требуются более плоские опоры, чтобы установить двигатель чуть ниже, можно использовать опоры от дизельной Ford Fiesta. Также опоры от e36 могут быть адаптированы для использования в 335i. Для этого необходимо модифицировать металлическую лапу двигателя, чтобы она продлевалась в опору, что позволит снизить вибрации двигателя. Если необходимо установить двигатель чуть выше, можно использовать опоры от e12 525.

Масляные поддон и насос


Если донором двигателя является e32 или e34, то не требуется никаких модификаций поддона и масляного насоса, т.к. поддон от e32/34 идельно подходит для 335i.

В случае использования двигателя от e23/24/28, необходима модификация поддона картера, т.к. штатный поддон не подходит для размещения m30 в e30. С этим поддоном двигатель будет сидеть слишком высоко и капот просто не будет закрываться. Ниже двигатель установить нельзя, т.к. мешает рулевая рейка. Возможными решениями данной проблемы являются:

Установка поддона от е32/34


Как уже было сказано выше, поддон картера от e32/34 (номер детали 11 13 1 708 345) идеально подходит для размещения двигателя m30 в e30, поэтому можно просто заменить поддон двигателя на нужный. Однако установка поддона от e32/34 потребует также замены штатного масляного насоса на масляный насос от e32/34.

Если быть более точным, то необходимо лишь заменить приемник масла (номер детали 11 41 1 289 145), т.к. в версии e32/34 он менее сдвинут назад и имеет правильную форму. Тем не менее, рекомендуется заменять масляный насос целиком. Также на двигателях от e32/34 на цепи масляного насоса установлен натяжитель (номер детали 11 41 1 705 055), что также является рекомендуемой, но не обязательной переделкой.

Установка поддона Alpina


Alpina использовала специальный поддон для своих B6 2.8 и 3.5 до 09.87г. Это означает, что данный поддон подходит только в положении мотора I. Также стоит заметить, что поддон картера Alpina на штатных креплениях двигателя Alpina сидит близко к рейке в продольной плоскости и очень близко к креплению шлагов ГУР к рейке в поперечной плоскости. Даже в положении мотора I могут возникнуть проблемы с размещением двигателя с таким поддоном, если у Вас установлена рулевая рейка от e36, т.к. она устанавливается в дальние (передние) отверстия на балке.

Номера деталей Alpina: 11 13 115 или 11 13 119

Этот поддон устанавливался на Alpina B6 до 09.87г, после 09.87 на Alpina B6 использовался поддон от e32/34.

Установка поддона Hartge
На автомобилях Hartge H35 также устанавливался специальный поддон картера. Этот поддон позволяет сильно сместить двигатель назад и при использовании радиатора от e28 позволяет устанавливать вентилятор с крыльчаткой. Емкость поддона увеличена до 6.5 л.

К сожалению, достать этот поддон крайне сложно.

Поддон без изменений


Можно также оставить существующий поддон картера, однако, при этом двигатель придется ставить в экстремально-заднее положение, т.е. смещать за рулевую рейку.

Радиатор и система охлаждения


Выбор средств охлаждения зависит от положения мотора, в котором Вы собираетесь его устанавливать.

Положение мотора I


В этом положении идеально подходит только радиатор Alpina (или его аналог). Этот радиатор достаточно компактный и при этом достаточно толстый. Он полностью помещается в передней панели и поэтому является единственным радиатором, который не занимает места в моторном отсеке.

Номер детали Alpina: 17 10 122 (стоит порядка 400+ евро).

С этим радиатором существуют и определенные проблемы. Если радиатор поврежден или по каким-либо причинам перестает работать, сложно получить доступ к самому радиатору при установленном двигателе. Либо нужно снимать высоковольтные провода и крышку распределителя и крайне аккуратно вынимать радиатор, либо поднимать двигатель и трансмиссию. Вперед радиатор не вынимается из-за патрубка снизу.

Другим вариантом является изготовление специального радиатора по размерам, что не очень дешево. В любом случае, в положении мотора I радиатор необходимо размещать внутри передней панели.

Положение мотора II


Лучшим радиатором для этого положения мотора является радиатор от e28 с m30 (номер детали, например, 17 11 1 712 447, существует несколько вариантов). Также возможна установка радиатора от e36 (от e30 с m40 для тропического климата). Подходит и радиатор от поздних e24 635CSi. Все также можно использовать радиатор Alpina и электрический вентилятор, однако, от этого не будет никаких плюсов.

Для e30 до рестайлинга. Рекомендуется ставить радиатор от e28 с m30, т.к. крепления радиатора от e28 совпадают с креплениями на e30. По всем размерам радиатор e28 полностью заменяет таковой от e30. Между верхними и нижними креплениями радиатора 73 см, между левыми и правыми - 68.5 см. Пожалуй, это наиболее тонкий и самый большой по площади радиатор, который может быть установлен в e30 применительно к 335i. Глубина радиатора в центральной части составляет около 34 мм.

Для рестайлинговых e30. Можно устанавливать радиатор от e36 (номер детали 17 11 1 728 907). Этот же радиатор ставился и на e30m40 и m42 в исполнении для трапического климата, поэтому 100% подходит. Нужно всего лишь заказать чуть меньший пластиковый кронштейн крепления радиатора на левый лонжерон (если у Вас установлен 17 11 1 709 332, то необходимо купить 17 11 1 712 347, на сегодняшний день он стоит около 100 р.). Новый этот радиатор несколько дешевле, нежели радиатор от e28. По толщине в районе центральной части эти радиаторы одинаковы, однако, площадь радиатора от e36 несколько меньше. Если же Вы захотите поставить радиатор от e28, Вам придется спиливать штатные кронштейны радиатора на лонжеронах и приваривать другие внизу передней панели под этот радиатор.

Положение мотора III


В этом положении радиатор от e28m30 и тонкая, но заводская BMW, крыльчатка будут идеальным выбором. Это сочетание позволит избежать потенциальных проблем с охлаждением и электровентиляторами.

Номер детали для крыльчатки от e30 324td: 11 522 243 303, также понадобится специальная термомуфта.

При использовании радиатора Alpina становится достаточно места для обычной крыльчатки с термомуфтой.

Электрический вентилятор


Если места для заводской крыльчатки с термомуфтой недостаточно, необходимо использовать электрический вентилятор. Радиаторы BMW почти всегда имеют два датчика температуры, эти датчики контролируют двухступенчатый электрический вентилятор. Также в коробке предохранителей уже присутствуют два предохранителя под это управление.

Электрический вентилятор устанавливается перед радиатором внутри передней панели. Необходимо установить новые дефлекторы в передней панели, чтобы оптимизировать поток воздуха. В решетке радиатора необходимо проделать отверстия напротив радиатора для увеличения потока воздуха через радиатор. Эти меры способствуют тому, чтобы электрический вентилятор не работал постоянно и при возможных повышениях температуры в очень жаркое лето.

Патрубок ОЖ на задней части ГБЦ


В более старых версиях m30 есть входной патрубок охлаждающей жидкости в задней части головки блока цилиндров. В случае e23 он смотрит в сторону пассажира, во всех прочих моделях он смотрит в сторону водителя.

Этот входной патрубок может быть закрыт штатной заглушкой от e32/34. Для правильного охлаждения новый патрубок необходимо установить в передней части головки блока. Благодаря переносу этого патрубка, можно съэкономить несколько сантиметров места за головкой блока цилиндров и таким образом сместить двигатель сильнее назад. К сожалению, это приведет к повышению температуры в головке блока, т.к. прямой вход охлаждающей жидкости в ГБЦ будет удален.

Понадобятся следующие запчасти:


Заглушка: 11 12 1 710 771
Прокладка: 11 15 1 312 176
3 x Винт: 07 11 9 913 477
3 x Шайба: 07 11 9 332 099
Передний патрубок ОЖ: 11 53 1 718 919
Распложение компонентов системы охлаждения
Следите за тем, чтобы расширительный бачок системы охлаждения находился выше, чем все остальные компоненты системы охлаждения. Иначе это может привести к образованию воздушных пробок.

Также необходимо, чтобы верхняя точка термостата находилась выше на 1,5-2 см, чем верхняя точка радиатора.



Кпп


Подходящая для нашего проекта КПП может быть взята от большого количества автомобилей BMW. 5-ая, 6-ая и 7-ая серии BMW все имели коробки передач, которые подойдут для 335i. Более старые версии:
e28: 525i, 528i, 535i, m535i
e23: 728i, 728, 733i, 735i
e24: 628, 630, 628CSi, 635CSi

Более новые версии m30 также имели подходящие КПП. Однако если используется более новая коробка, она не может быть установлена на старый блок. Тем не менее, более старые коробки подходят к более новым двигателям. Донорами более новых КПП могут быть:
e34: 530i, 535i
e32: 730i, 735i

Также могут быть установлены спортивные коробки от следующих автомобилей:
e28: m5
e24: m635CSi
e34: m5 3.6, m5 3.8
e30: m3
Alpina: B6 2.8, 3.5
Все спортивные коробки обладают сближенными предаточными числами и прямой пятой передачей.

Поперечина крепления КПП


Для обычных КПП может использоваться штатная поперечина крепления КПП от e30.

Для спортивных КПП необходимо специальное крепление. Для этих целей идеально подходит поперечина от m3 e30. Номера деталей:

Поперечина m3: 23 71 2 225 261 (ок. 1000р. новая, поэтому рекомендуется именно этот вариант)
Резиновые опоры: 2 х 23 71 2 225 624
Болты с квадратной головкой: 4 х 23 71 1 130 250
Также можно использовать поперечину Alpina до 09.87 (номер детали 23 10 110). После 09.87 Alpina использовала поперечину от m3 e30.

Некоторые более старые коробки имели такое же крепление, как на спортивных коробках. В этом случае также рекомендуется использовать поперечину от m3 e30.

Механизм переключения передач


Положении мотора I.


В этом положении Alpina использовала до 03.86г кронштейн механизма переключения передач от e23 (25 11 1 209 804), а после 03.86г и до 09.87г использовала кронштейн механизма переключения передач от e28 m5 и e24 m635CSi (25 10 1 220 571). В обоих случаях до 09.87 использовалась тяга переключения передач от e23 (25 11 1 220 541). Данные приведены для сортивной коробки Getrag 265.

Положение мотора II.

В этом положении для спортивной коробки Getrag 265 необходимо укорачивать кулису или использовать части от Alpina с 09.87г: кронштейн кулисы - 23 10 118, тяга кулисы - 23 10 120.

Положение мотора III.

В этом положении, в случае использования обычной КПП Getrag 260, нет необходимости укорачивать кулису, возможно использование штатной кулисы от е30 с m20. Однако эта информация требует уточнения. В любом случае, различные автомобили BMW имеют разные по длине тяги и кронштейны кулисы, попробуйте подобрать нужные. Даже e30 с m20 имеют несколько вариантов длин тяги и кронштейна (как минимум 3). В случае использования спортивной или более старой КПП (в обоих случаях Getrag 265), скорее всего не избежать укорачивания тяги и кронштейна переключения передач.

Сцепление


Стандартное сцепление MF240/K (коричневое) может быть использовано для 335i. При более экстремальном вождении можно устанавливать сцепление от спортивных версий или поставщиков спортивных запчастей. В принципе, подходит любое сцепление для 735i/535i. Обратите внимание только на маховик, установленный на вашем двигателе. Для двухмассового маховика (устанавливался на е32/34 с 03.88г) используется более простое и легкое сцепление.

Стандартный комплект сцепления:
Корзина сцепления: 21 21 1 225 576
Диск сцепления: 21 21 1 223 120
Выжимной подшипник: 21 51 2 226 729
Вилка сцепления: 21 51 1 204 229

В качестве рабочего цилиндра сцепления можно использовать штатный рабочий цилиндр от e30. На автомобилях Alpina B6 не используется какого-либо отличного рабочего цилиндра сцепления. Также замечу, что на e34 535i устанавливается другой рабочий цилидр сцепления увеличенного диаметра 22.2 мм. Возможно, установка этого цилиндра снизит ход педали сцепления, но увеличит усилие на педали. Если есть желание, можете поэкспериментировать.

Редуктор


Из-за значительного увеличения момента, может потребоваться замена редуктора и полуосей. Необходимо использовать т.н. толстые редуктора, предназначенные для большего момента. Выбор передаточного числа редуктора зависит от КПП, которую Вы собираетесь устанавливать.

Редуктор для обычных КПП


При использовании обычных (не спортивных) 5-ти ступенчатых МКПП руководствуйтесь следующим.

В случае установки редуктора с числом 3.73 335i будет иметь ограничение максимальной скорости по оборотам двигателя в районе 225 км/ч. Разгон автомобиля, оснащенного таким редуктором, будет очень впечатляющим, но в обмен на максимальную скорость. Первые две передачи будут очень быстро откручиваться и ходовой передачей будет 3-я.

При использовании еще более короткого редуктора, например 3.91 или 4.10, 335i будет разгоняться еще быстрее. Настолько короткие передачи плохо уживаются со сцепными свойствами обычных шин. Использование первой передачи для обычного вождения становится бесполезным.

Редуктор с числом 3.64 является в некоторой степени компромиссом. В данном случае мы получим максимальную скорость в районе 235 км/ч, имея при этом очень значительное ускорение. В данном сочетании 335i должна разгоняться до 100 км/ч примерно за 6.5 с. Именно это сочетание используется на заводской 535i e34 с МКПП.

Использование редуктора с числом 3.45 также является популярным выбором. Этот редуктор - прекрасный выбор для автомобиля, который предполагается эксплуатировать ежедневно, но все же с возможностью резких ускорений и комфортным перемещением по загородным шоссе. Данное сочетание использовалось на заводских e28 m535i и 535i с 86-го года.

Редуктор с числом 3.25 пожалуй является лучшим выбором. В этом случае мы получаем максимум моментной езды от низших передачах. Первая передача в данном случае может полностью выдавать свой потенциал. Этот редуктор использовался на большинстве 535i и поэтому может быть легко доступен. Также этот редуктор можно часто найти в варианте с 25% блокировкой, что крайне желательно.

Еще более длинный редуктор с числом 3.07 использовался на e23 и некоторых e30. Редуктор вполне может быть использован в 335i, однако, он не покажет особо интересных результатов.

Редуктор для спортивных КПП


Т.к. все спортивные коробки обладают сближенными предаточными числами и прямой пятой передачей, необходим более длинный редуктор, чтобы обеспечить приемлимую максимальную скорость и адекватную езду на низших передачах. Редуктор с числом 2.93 можно найти достаточно легко и он очень хорошо подходят в этом случае. Alpina пошла еще дальше в своих B6 3.5 и устанавливала редуктор с числом 2.79. Этот редуктор делает достаточно длинную первую передачу, при этом передаточные числа остальных передач отлично подобраны.

Редуктора с числами 2.93 и 2.79 можно найти, например, на 325e.

С блокировкой или без


Из-за большого крутящего момента, которым обладает двигатель m30, редуктора с 25% блокировкой крайне желательны. Редуктор с блокировкой можно отличить по букве S на корпусе. Тем не менее, в некоторых старых редукторах с блокировкой, она уже работает не так, как того следовало ожидать. Колеса могут легко крутиться независимо друг от друга, когда одно из колес поддомкрачено.

Редуктор с блокировкой обеспечивает повышенную тягу на плохом или неравномерном покрытии (песок, гравий, снег, лед) и позволяет быстрее разгоняться. Больше всего это влияние заметно при выходе из поворотов.

Полуоси


Если автомобиль, который используется для установки мотора, не был 318is/325i и т.п., то необходимо установить более мощные полуоси от 325i (33 21 1 226 900 - также ставились на 318is, 324td и все туринги). Если автомобиль был с ABS и вы планируете его оставить, необходимо установить более мощные полуоси от 325i с ABS (33 21 1 226 901 -ставились на 318is, 320is, 324td, m3 и все туринги с ABS).

Карданный вал


Вопрос с карданным валом является достаточно сложным. Общий порядок действий заключается в следующем.

В качестве основы нам необходим карданный вал под большую муфту. Такими валами являются карданные валы от e30 325e после 04.86г или карданный вал от е30 m3 или 320is. Далее этот карданный вал подгоняется под необходимую длину (укорачивается) и балансируется. В Москве существуют конторы, которые занимаются такими работами. К сожалению, я не могу оценить стоимость этих работ, потому что сам этого не делал.

Другим вариантом является подбор передней части карданного вала по необходимой длине от различных e30, поскольку вариантов вполне достаточно. Т.к. обычные карданные валы на e30 устанавливались с маленькой муфтой, необходимо будет заменить выходной фланец на МКПП (можно поставить от МКПП e30 325i) под маленькую муфту. Однако такая переделка не рекомендуется в связи с высокой мощностью мотора, поскольку даже на обычном m20 муфта часто выходит из строя.

Ключевой частью карданного вала в подборе длины является передняя часть. Осмелюсь утверждать, что задняя часть у всех карданов e30 одинаковая. Связано это с тем, что, во-первых, крепление к редуктору у всех карданов одинаковое, во-вторых, шлицевой разъем у всех карданов одинаковый (в том числе и у карданов e34 535i), в-третьих, передняя часть жестко фиксируется к кузову в районе подвесного подшипника, соответственно расстояние от места крепления к кузову до редуктора у всех e30 одинаковое, а вот расстояние от подвесного подшипника до муфты на КПП может быть разным в зависимости от положения двигателя и используемой КПП.

Тем не менее, из процедур, описанных выше, есть исключения. С двигателями в определенных положениях и с определенными МКПП некоторые карданные валы подходят без изменений. Звучит несколько загадочно, но это так. Далее я попытаюсь перечислить такие ситуации:

Карданный вал от e30 325e после 04.86г, МКПП от ранних e28, e32 и e34 (Getrag 260/6), положение мотора II или III;
Передняя часть карданного вала от e34 535i МКПП, МКПП от e34, положение мотора II или III;
Надеюсь пополнить этот список в будущем.

Масляный радиатор


Масляный радиатор от m30 не подходит в моторный отсек e30, т.к. он слишком большой. Поэтому масляный радиатор, если он необходим, можно поставить от 325i или m3. Сами радиатора одинаковые, но трубопровод и подвод масла у них с разных сторон. Трубопровод от m3 находится с нужной стороны. Если двигатель устанавливается в I или II положении, гибкие трубки от m3 хорошо подходят. В 3-м положении мотора могут возникнуть проблемы с длиной трубопровода и понадобятся более длинный трубопровод.

Подкапотное пространство


Несколько слов о компоновке подкапотного пространства.

Бачок омывателя


Т.к. корпус воздушного фильтра почти на всех m30 устанавливается на правом брызговике, необходимо перенести оттуда бачок омывателя. Достаточно элегантным решением является использование штатного бачка омывателя от e30 324td (61 66 1 385 280), он устанавливается на штатное место АКБ под капотом.

Hartge в своей H35 перенесли бачок омывателя в багажник. Это также можно осуществить, но могут возникнуть проблемы с подачей жидкости в холодное время года.

Расширительный бачок ОЖ


На дорестайлинговых e30 расширительный бачок ОЖ находится с правой стороны моторного отсека. Т.к. там будет находиться корпус воздушного фильтра m30, бачок необходимо перенести, а кронштейн спилить. Бачок необходимо перенести на сторону водителя, для чего можно использовать штатное решение расширительного бачка для рестайлинговых e30 с m20 (номер детали бачка 17 11 1 712 641). Также данное решение неплохо смотрится.

Еще одним вариантом, как уже упоминалось выше, можеть быть использование радиатора со встроенным расширительным бачком ОЖ от e36.

Также одним из вариантов является установка расширительного бачка от e32/34. Выглядит он неплохо, однако придется использовать специальные патрубки системы охлаждения. Также он создает препятствия для некоторых распорок передних стоек (крайне желательный аксессуар для некабриолетов e30).

Перенос АКБ в багажник


Перенос АКБ в багажник на кабриолете, туринге или 316i-320i очень прост. Все необходимые запчасти можно взять от 325i, 325ix, 325e или купить новые. Для установки необходимо сделать отверстие в моторном щите и разместить плюсовую клемму под капотом. Кабель будет немного коротким для кабриолета, но это можно осуществить.

Будьте внимательны, необходимо обеспечить гарантированную защиту от контакта плюсового провода на кузов, что может вызвать короткое замыкание. Крайне рекомендуется использование штатной проводки от 325i и прочих.

На кабриолетах не рекомендуется убирать штатный демпфер крутильных колебаний для установки на его место АКБ.

Корпус воздушного фильтра


Корпус воздушного фильтра от e32/34 хорошо подходит для 335i и, при этом, очень хорошо смотрится. Та

Поделитесь ссылкой на сайт с друзьями! Им тоже должно понравиться.

^Наверх

Warning: Unknown: write failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/var/lib/php5) in Unknown on line 0